Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки
Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство Обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков

ПРАВОВОЙ ОБЗОР ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗА ПЕРИОД С 1 СЕНТЯБРЯ ПО 31 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА

21 ноября 2015 г.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правовой акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

Суть документа: В постановлении разъяснены положения гражданского законодательства об исковой давности. Так, в частности, разъяснено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, также узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком. При этом изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.

Рекомендации: Обратить особое внимание на то, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Правовой акт: Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Суть документа: Федеральный закон «О защите конкуренции» дополнен главой 2.1, полностью посвященной недобросовестной конкуренцииВ частности, законом вводится запрет на недобросовестную конкуренцию:

1) путем дискредитации (распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации);

2) путем введения в заблуждение;

3) путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром.

Каждой из перечисленных форм недобросовестной конкуренции посвящена отдельная статья.

Кроме того,  поправками устанавливается запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную:

1) с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

2) с использованием результатов интеллектуальной деятельности;

3) с созданием смешения;

4) с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

Документом также вносятся изменения, касающиеся порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей, предусматривающей ответственность за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

Правовой акт: Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации»

Суть документа: Распоряжением утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах РФ. Согласно Стандарту, он разработан в целях установления системного и единообразного подхода к деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики.

Стандарт предусматривает в том числе проведение уполномоченным органом мониторинга:

- наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности;

- удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках субъекта Российской Федерации и состоянием ценовой конкуренции;

- удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках;

- деятельности субъектов естественных монополий на территории субъекта Российской Федерации;

- деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов.

Положениями стандарта рекомендовано руководствоваться органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при осуществлении деятельности по развитию конкуренции.

Субъектам естественных монополий рекомендуется руководствоваться положениями стандарта в рамках раскрытия информации о своей деятельности.

Правовой акт: Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1078 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»

Суть документа: Согласно внесенным поправкам, теперь Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства будет оказывать услуги субъектам малого и среднего бизнеса через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Также исключается возможность взимания МФЦ дополнительной платы за оформление документов и заявлений по формам, установленным российским законодательством, в рамках оказания государственных и муниципальных услуг.

Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рекомендовано в 5-месячный срок организовать работу по заключению соглашений о взаимодействии в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Правовой акт: Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»

Суть документа: Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения в области предоставления гостиничных услуг.

Предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории Российской Федерации.

Требования к гостиничным услугам, в том числе к их объему и качеству, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрены другие требования.

Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается в 12 часов текущих суток по местному времени.

Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с расчетным часом.

При размещении потребителя с 0 часов 00 минут до установленного расчетного часа плата за проживание взимается в размере, не превышающем плату за половину суток.

Рекомендации: Обратить внимание, что теперь исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час.

Правовой акт: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»

Суть документа: В связи с вступлением с 1 октября 2015 года в силу положений законодательства о банкротстве физических лиц, в постановлении даны разъяснения по особенностям рассмотрения дел о банкротстве граждан и индивидуальных предпринимателей.

Как разъяснил ВС РФ, при наличии у должника статуса индивидуального предпринимателя возможно возбуждение и рассмотрение только одного дела о его банкротстве. Не допускается возбуждение и рассмотрение одновременно двух дел о банкротстве такого лица - как гражданина и как индивидуального предпринимателя.

Дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по его месту жительства. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор (в том числе по требованиям о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей) и уполномоченный орган.

Обязанность должника по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом на основании пункта 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве возникает при одновременном наличии двух условий:

размер неисполненных должником денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (как с наступившим сроком исполнения, так и с не наступившим) в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей независимо от того, связаны они с осуществлением предпринимательской деятельности или нет;

удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.

Судебные расходы по делу о банкротстве должника, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, и расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.

Если должник обращается с заявлением о признании его банкротом, он обязан помимо внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру банкротства, приложить к заявлению доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве. При непредставлении этих доказательств заявление должника подлежит оставлению без движения с последующим возвращением при непредставлении их в установленный срок.

Дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть прекращено арбитражным судом на любой стадии на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему).

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Правовой акт: Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)

Суть документа: Верховным Судом РФ обобщена судебная практика по делам, связанным с налогообложением налогом на доходы физических лиц.

На основании обобщения материалов судебной практики ВС РФ сформулированы в том числе следующие правовые позиции:

полученные в долг денежные средства не признаются облагаемым налогом доходом, поскольку не образуют экономической выгоды;

получение благ в виде оплаченных за физлицо товаров (работ, услуг) и имущественных прав не облагается налогом, если предоставление таких благ обусловлено, прежде всего, интересом передающего (оплачивающего) их лица;

при дарении недвижимости между физическими лицами исчисление НДФЛ может осуществляться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества;

получение имущественного налогового вычета в течение нескольких налоговых периодов не будет являться повторным, если вычет предоставляется в связи с достройкой (отделкой) объекта недвижимости, не завершенного строительством (полученного без отделки) на момент приобретения;

при отсутствии у индивидуального предпринимателя документов, подтверждающих расходы, понесенные в связи с осуществлением приносящей доход деятельности, в отношении которой им ошибочно применялся специальный налоговый режим, не предполагающий необходимости ведения учета расходов, сумма налога к уплате в бюджет определяется расчетным способом.

Рекомендации: Учесть, что в соответствии с данным Обзором, производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения. Выплачиваемая гражданину денежная компенсация морального вреда налогом не облагается. Незадолго до выхода данного Обзора Верховного суда РФ Министерство финансов РФ, ссылаясь на решение ВС РФ по одному из дел, придерживалось иного подхода (См. письмо Министерства финансов РФ от 7 сентября 2015 г. N 03-04-07/51476). Таким образом, официальная позиция по данному вопросу изменилась.

Правовой акт: Закон Костромской области от 22 октября 2015 года «О внесении изменений в Закон Костромской области “О налоге на имущество организаций на территории Костромской области”»

Суть изменений: Принятыми поправкамиЗакон Костромской области «О налоге на имущество организаций на территории Костромской области» дополнен статьей, определяющей особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. Статьей предусмотрено введение системы исчисления налога исходя из кадастровой стоимости для торговых центров площадью свыше 1,5 тысяч квадратных метров. Принятые поправки  вступят в силу с 1 января 2016 года. В 2016 году ставка налога составит – 1,5%, и увеличится до 2% в 2017 году.

По оценке органов власти, нововведение коснется свыше 50 торговых центров, большая часть из которых работают в Костроме.