Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки
Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство Обеспечение доступа к закупкам крупнейших заказчиков

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

7 мая 2015 г.

Основные изменения в законодательстве за период с 1 марта по 30 апреля 2015 года

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Нормативный акт: Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Суть изменений: С 1 июня 2015 года вступают в силу большие изменения в Гражданский  кодекс РФ, направленные на совершенствование норм в области гражданско-правовых обязательств.

Федеральным законом закрепляются некоторые понятия обязательственного права (альтернативное обязательство, факультативное обязательство и т.д.), вводится ряд новых статей, затрагиваются вопросы исполнения обязательств, а также договорного права.

Среди нововведений можно отметить следующие:

- предусмотрена норма, согласно которой суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения судебного акта об исполнении обязательства в натуре;

- вводятся нормы об обеспечительном платеже как способе обеспечения исполнения обязательства, рамочном договоре, опционе на заключение договора, опционном договоре, абонентском договоре, понятие «заверения об обстоятельствах»;

- вносятся изменения, касающиеся поручительства, независимой гарантии (ранее – «банковская гарантия»);

- предусмотрены положения о ведении переговоров при заключении договора, в том числе порядок возмещения убытков, причиненных недобросовестной стороной;

- закрепляются нововведения о порядке проведения торгов, в том числе публичных торгов;

- разграничиваются понятия «отказ от договора (исполнения договора)» и «отказ от осуществления прав по договору»;

- определяется порядок возмещения убытков в случае досрочного прекращения договора ввиду его неисполнения или ненадлежащего исполнения.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Нормативный акт: Федеральный закон Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»

Суть изменений: Федеральным законом предусмотрено право хозяйственных обществ (АО и ООО) иметь печать. В установленных федеральным законом случаях может быть закреплена обязанность организации использовать печать. Если общество воспользовалось правом иметь печать, то сведения об этом должны быть включены в устав общества.

Ранее хозяйственные общества должны были иметь круглую печать, содержащую их полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ.

Рекомендации: Организациям, в уставе которых не предусмотрена информация о наличии печати, рекомендуем включить в устав соответствующую информацию при внесении в него первых изменений, поскольку иногда необходимость поставить печать на документах предусмотрена в законе или в договоре.

Спешить отказаться от печати при действующем правовом регулировании не стоит, так как в некоторых случаях в силу закона сохраняется необходимость печати на документе. Например, в п. 6 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства РФ, который вступит в силу 15 сентября 2015 года, установлено, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью этой организации. При увольнении сотрудника также требуется заверить печатью все записи в его трудовой книжке в соответствии с Правилами их ведения.

Нормативный акт:Федеральный закон от 20.04.2015 N 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций»

Суть изменений: Субъектам малого и среднего предпринимательства больше не нужно будет предоставлять бумажные копии выписок и учредительных документов при оказании им некоторых государственных услуг (участие в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории, получение разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте и др.). Органы власти будут находить эти сведения самостоятельно в электронном виде в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием системы ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Закон вступает в силу 19 октября 2015 года.

Нормативный акт: Федеральный закон от 08.03.2015 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"»

Суть изменений: Законом введен заперт на распространение рекламы на объектах культурного наследия. Запрет распространяется на объекты культурного наследия, включенные в соответствующий реестр, а также на их территории, за исключением территорий достопримечательных мест.

Запрет не распространяется на наружную рекламу, содержащую исключительно информацию о проведении на объектах культурного наследия театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий или исключительно информацию о таких мероприятиях с упоминанием спонсора конкретного мероприятия при условии, если такому упоминанию отведено не более чем десять процентов рекламной площади.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Правовой акт: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"»

Суть изменений: Конституционный Суд РФ указал на возможность обжаловать в суде акты ФНС России и иных федеральных органов исполнительной власти, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами, то есть содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков.

Федеральному законодателю предписано внести в законодательство изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе актов ФНС России, содержащих разъяснения налогового законодательства.

До внесения в законодательство соответствующих изменений рассмотрение дел об оспаривании таких актов ФНС России должно осуществляться в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для оспаривания нормативных правовых актов.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Нормативный акт: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Суть изменений: Вступающим в силу с 15 сентября 2015 года Кодексом административного судопроизводства (далее - КАС РФ) регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:

об оспаривании нормативных правовых актов;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок и др.

Кодексом не регулируется производство по делам об административных правонарушениях. Эти отношения подчиняются положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рекомендации: Иметь ввиду, что в административном судопроизводстве в качестве представителя вправе участвовать только лицо, имеющее высшее юридическое образование, которое должно быть подтверждено соответствующим документом об образовании.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нормативный акт: Федеральный закон от 08.03.2015 N 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Суть изменений: Внесенными изменениями усилены меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства.

В частности, положения КоАП РФ дополнены нормой, предусматривающей возможность наложения административных штрафов за нарушения земельного законодательства в размерах, кратных в процентном выражении кадастровой стоимости земельного участка.

Кроме того, внесены изменения, предусматривающие, что максимальные суммы административных штрафов, размеры которых исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка, не могут превышать сто тысяч рублей для граждан, триста тысяч рублей для должностных лиц и семьсот тысяч рублей для юридических лиц.

Усилена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков, невыполнение обязанностей по рекультивации земель и нарушение порядка предоставления лесов для их использования.